Киевская Русь (IX - XC вв.)
Образование древнерусского государства. Одним из крупнейших государств европейского средневековья стала в IX-XII веках. Киевская Русь. В отличие от других стран Востока и Запада, процесс формирования российской государственности имел свои специфические особенности. Одно из них - пространственное и геополитическое положение - российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных естественных географических границ в пределах обширной равнинной территории. В ходе своего развития Россия приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований. Кроме того, необходимость постоянной защиты от внешних врагов большой территории заставляла народы разного типа развития, религии, культуры, языка и т.д. создавать сильную государственную власть и иметь значительное ополчение.

Наиболее близким к истории и ее правде в освещении начальных фаз развития Руси, по-видимому, был один из ранних русских историков монах-летописец Нестор. В Повести временных лет он представляет начало формирования Киевской Руси как творение в 6 веке. мощный союз славянских племен в Среднем Поднепровье. Этот союз принял название одного из племен "рос", или "русь". Объединение нескольких десятков отдельных небольших лесостепных славянских племен в VIII-IX вв. превращается в суперэтнос с центром в Киеве. Россия этого периода по занимаемой площади была равна Византийской империи.

Далее летописец Нестор утверждает, что враждовавшие друг с другом племена ильменских славян, кривичи и чудь, пригласили варяжского князя для наведения порядка. Князь Рюрик (? - 879) якобы прибыл с братьями Синеусом и Трувором. Сам он правил в Новгороде, а братья - в Белоозеро и Изборске. Варяги положили начало великокняжеской династии Рюриковичей. Со смертью Рюрика с его маленьким сыном Игорем, опекуном короля (князя) Олег (? - 912), прозванный Пророком, становится хранителем . После успешного похода на Киев ему удалось объединить в 882 году Новгородские и Киевские земли в древнерусское государство - Киевскую Русь, со столицей в Киеве, по определению князя - “матери городов русских”.

Первоначальная нестабильность государственного объединения, стремление племен сохранить свою изоляцию иногда приводили к трагическим последствиям. Так, князь Игорь (? - 945), собирая традиционную дань (полюдье) с подчиненных земель, требуя значительного превышения ее размера, был убит. Княгиня Ольга, вдова Игоря, жестоко мстя за своего мужа, все же зафиксировала размер дани, задав "уроки", и определила места (кладбища) и сроки ее сбора. Их сын Святослав (942-972) совмещал государственную деятельность с выдающимся полководцем. За время своего правления он аннексировал земли вятичей, разгромил Волжскую Булгарию, подчинил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, провел успешные военные действия на Северном Кавказе и приазовском побережье, отразил натиск печенегов и т.д. Но, возвращаясь из похода на Византию, дружина Святослава была разбита печенегами, а сам Святослав убит.

Объединителем всех земель восточных славян в составе Киевской Руси был сын Святослава - Владимир (960-1015), прозванный в народе "Красное Солнышко", который построил ряд пограничных крепостей от набегов многочисленных кочевников для укрепления границ государства.

Норманнская теория. Повествование летописца Нестора о призвании варягов на русскую землю позже нашло довольно противоречивую интерпретацию историков.

Основателями норманнской теории считаются немецкие историки Готлиб Байер, Херед Миллер и Август Шлозер. Будучи приглашенными в Россию во времена правления Анны Иоанновны и подъема Бироновщины, авторы этой “теории” и ее сторонники преувеличили роль скандинавских воинов в развитии государственности в России. Именно эта "теория” была поднята на щит фашистами, чтобы оправдать нападение в 1941 году на нашу родину и обвинить Россию в неспособности развиваться самостоятельно.

Между тем, государство как продукт внутреннего развития не может быть привнесено извне. Этот процесс длительный и сложный. Для возникновения государственности необходимы соответствующие условия, осознание большинством членов общества необходимости ограничения племенной власти, разделения собственности, возникновения племенной знати, возникновения славянских дружин и т.д.

Конечно, факт привлечения варяжских князей и их дружин на службу славянским князьям не вызывает сомнений. Связь между викингами (норманнами из скандального "человека севера") и Россией неоспорима. Приглашенные вождями рюриковичей наемные (союзнические) рати в дальнейшем, очевидно, приобретали функции арбитров, а иногда - гражданской власти. Последующая попытка летописца в поддержку правящей династии Рюриковичей показать ее мирные, а не агрессивные, насильственные истоки вполне понятна и объяснима. Однако довольно спорным, на наш взгляд, является “аргумент” норманистов о том, что варяжский царь Рюрик был приглашен вместе с братьями Синеусом и Трувором, о факте чего история уже ни о чем не сообщает. Между тем, фраза "Рюрик пришел с родственниками и свитой" на древнешведском языке звучит так: "Рюрик пришел с синим гусом (своим родом) и истинным вором" (истинной свитой).

В свою очередь, крайняя точка зрения антинорманистов, которые доказывают абсолютную идентичность славянской государственности, отрицание роли скандинавов (варягов) в политических процессах противоречит общеизвестным фактам. Смешение родов и племен, преодоление прежней изоляции, установление регулярных сношений с ближними и дальними соседями и, наконец, этническое объединение северорусских и южнорусских племен (все это) являются характерными чертами продвижения славянского общества к государству. Развиваясь аналогично Западной Европе, Россия одновременно подошла к линии формирования крупного раннесредневекового государства. И викинги (Vikings), как и в Западной Европе, стимулировали этот процесс.

В то же время норманистские утверждения трудно назвать теорией. У них фактически нет анализа источников, обзора известных событий. И они свидетельствуют о том, что викинги в Восточной Европе появились, когда Киевское государство уже было сформировано. Признать викингов создателями государственности для славян невозможно по другим причинам. Где имеются какие-либо заметные следы влияния викингов на социально-экономические и политические институты славян? На их языке, культуре? Напротив, в России был только русский, а не шведский. И договоры десятого века. с Византией посольство киевского князя, в состав которого входили, кстати, варяги русской службы, было составлено только на двух языках - русском и греческом, без следа шведской терминологии. В то же время в скандинавских сагах служение русским князьям определяется как самый верный способ обрести славу и могущество, а сама Россия - страна несметных богатств.